Статья 10217

Название статьи

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЛИКАЦИИ РУССКИХ И АМЕРИКАНСКИХ АНТРОПОНИМОВ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ

Авторы

Пак Светлана Михайловна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и межкультурной коммуникации, Хабаровский государственный университет экономики и права (Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134), pak_sm@mail.ru

Индекс УДК

811

DOI

10.21685/2072-3024-2017-2-10

Аннотация

Актуальность и цели. Рассматриваются русские и американские личные имена как знаковые единицы. Антропонимы представляют собой значимый элемент национального культурного кода, понимание которого требует экспликации социально значимых и психологических факторов. Автор ставит задачу раскрыть релевантные факторы, обусловливающие практику имянаречения и особенности имявосприятия в российской и американской культуре.
Материалы и методы. Предлагается социометрическая методика, позволяющая доказать обусловленность культурными и психологическими параметрами личных имен как социальных знаков, являющихся индикаторами стабильности/изменчивости в обществе. В заявленном аспекте коннотативный потенциал имен концентрируется в языковой форме имени (ингерентная коннотативность) и экстралингвистически (адгерентная коннотативность). Материал извлечен из данных переписи населения, публицистических источников, научно-популярной литературы и сайтов.
Выводы. Ключевыми социометрическими параметрами, определяющими моду на имена, для исследования русских имен оказались факторы идеологии, социополитическая обстановка, влияние СМИ и православной церкви, тогда как для США – факторы культурно-региональной дивергенции, социальноклассовый и гендерный

Ключевые слова

личное имя, социальная мифология, антропонимикон, социометрия, адгерентная коннотативность, ингерентная коннотативность

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Кронгау з, М. А. Бессилье языка в эпоху зрелого социализма / М. А. Кронгауз // Язык и власть, языки власти : материалы Междунар. науч. конф. – Тракае, 1991.
2. Эко, У. Вечный фашизм. Пять эссе на темы этики / У. Эко. – СПб. : Симпозиум : Bompiani, 2000.
3. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000.
4. Кравченко, А. В. Язык, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка / А. В. Кравченко. – Иркутск : Иркутская областная типография № 1, 2001.
5. Маковский, М. М. Язык. Миф. Культура. Символы жизни и жизнь символов / М. М. Маковский. – М., 1996. 
6. Колосова, О. Н. Когнитивные основания языковых категорий : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Колосова О. Н. – М., 1996.
7. Гудков, Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д. Б. Гудков. –М. : МГУ, 1999.
8. Пак, С. М. Имя собственное в американском культурном пространстве. Опыт исследования когнитивных оснований ономастической лексики / С. М. Пак. – Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004.
9. Языковая личность. От слова к тексту (на материале англоязычного дискурса) / отв. ред. Т. А. Комова, С. И. Гарагуля. – М. : ЛИБРОКОМ, 2013.
10. Hook, J. N. All Those Wonderful Names: a Popourri of People, Places and Things / J. N. Hook. – New York : John Wiley of Jons, Inc., 1991.
11. URL: www.to-name.ru
12. Mehrabian, A. Impressions Created by Given Names / A. Mehrabian // Names: A Journal of Onomastics. – 1997. – Vol. 45 (March). – Р. 19–33.
13. Дубивка, Е. Знакомьтесь: Сервер Пофисталович Недопооз! / Е. Дубивка // Время планеты. – 2015. – 16 апреля. – С. 36, 37.
14. URL: www.ssa.gov
15. Lieberson, S. Children’s First Names: An Empirical Study of Social Taste / S. Lieberson, E. O. Bell // American Journal of Sociology. – 1992. – Vol. 98, № 3. – P. 511–554.
16. Actuarial Note of the Office of the Chief Actuary of the Social Security Administration. – 2000. – № 139. – October.
17. Alford, R. D. Naming and Identity: a Cross-Cultural Study of Personal naming Practices / R. D. Alford. – New Haven, Conn. : HRAF Press, 1988.
18. Lieberson, S. What’s in a Name?.. Some Sociolinguistic Possibilities / S. Lieberson // International Journal of the Sociology of Language. – 1984. – № 45.
19. Gans, H. J. Popular Culture and high Culture / H. J. Gans // Analysis and evaluation of taste. – New York : Basic Books, 1974.

 

 

Дата создания: 30.08.2017 09:06
Дата обновления: 27.11.2017 14:11